Skip to content

BTB 38: Призраки в лесу

BTB недавно посетила парк Кейп-Бретон-Хайлендс, чтобы посмотреть на работу первого харвестера модели 1135. Компания Highland Pulp Ltd. из г. Труро, провинция Новая Шотландия недавно купила машину для проведения «призрачной» рубки ухода.

— Пол Яроччи

Highland Pulp – это принадлежащая Джеймсу Томпкинсу семейная компания из Кейп-Бретона с очень богатой историей. Отец Джеймса, Дональд Томпкинс, основавший Highland Pulp в 1962 году, был одним из первых в использовании механизированного оборудования, работая на харвестере Beloit в далеком 1965 году. В 1970 году Дональд приобрел харвестер Koehring для заготовки короткомерных сортиментов, и, как объясняет Джеймс, они проработали на нем до 1989 года. Последние несколько лет он занимался подготовкой участков».

Харвестер 1135 пробирается сквозь плотно растущие деревья в лесу.

Благодаря конструкции кабины, зауженной в верхней части, модель 1135 способна пробираться через плотные насаждения, не касаясь и не повреждая оставленные деревья.

(Примечание для читателей: Большинство членов первоначальной команды Tigercat пришли из компании Koehring Waterous, которая производит тяжелое оборудование, расположена в г. Брантфорд и была куплена компанией Timberjack в 1988 году).

Дональд скончался в 1983 году, когда еловая листовертка уничтожала леса в Кейп-Бретоне на протяжении нескольких лет. Нашествие вредителя уничтожило около 1,2 миллиона гектар леса (3 миллиона акров), что повлекло за собой массовые сплошные рубки в надежде спасти леса. В конечном итоге попросту не осталось деревьев. После смерти отца компанию возглавил старший сын Джеймс. В 1989 году он перенес компанию из Маргари Вэлли в Труро (на материковой части Новой Шотландии).

Стрела длиной 9,7 м оснащена наклоняющимся основанием, позволяющим оператору доставать до стоящих вокруг деревьев. Оператор Джейкоб Карри обрабатывает бревна на ближайшем волоке форвардера. Расстояние между волоками форвардера составляет 30 м.

Cтрела длиной 9,7 м оснащена наклоняющимся основанием, позволяющим оператору доставать до стоящих вокруг деревьев. Оператор Джейкоб Карри обрабатывает бревна на ближайшем волоке форвардера. Расстояние между волоками форвардера составляет 30 м.

Спустя почти 25 лет Highland Pulp снова вернулась в парк Хайлендс на короткий летний период. Компания выполняет промежуточную и сплошную рубку на отдаленных и по большей части неухоженных лесах, которые были пересажены из-за нашествия листовертки. Бригады Highland Pulp, занимающиеся сплошной рубкой, используют комбинацию харвестеров серии Tigercat 845 и 14-тонных форвардеров. Джеймс купил свой первый харвестер Tigercat H845B в 2001 году, а также прототип форвардера Tigercat 1014 в 2004 году. Он недавно реализовал модель 1014, а H845B до сих пор работает каждый день. Как ни странно, харвестер сломался из-за проблем с генератором как раз в момент его доставки. Джеймс и региональный менеджер Tigercat Крис Болдуин опасались, что машина окажется непригодной к использованию, однако последующие 35 000 часов практически бесперебойной работы в двойную смену развеяли их сомнения. В этом году Джеймс приобрел новый харвестер H845C у директора лесного хозяйства компании Wajax Equipment Maritimes Сэнди Ходжсона, доставка которого будет осуществлена в январе 2016 года. В общей сложности Highland Pulp работает с тремя харвестерами серии H845.

Затем, в сентябре 2014 года, Highland Pulp купила первый харвестер серии 1135 в Северной Америке у Wajax после того, как Ходжсон и региональный менеджер Tigercat Крис Болдуин внимательно изучили требования компании. (У Болдуина огромный опыт работы с серией 1135 благодаря многолетнему стажу на шведском рынке). Серия 1135 была разработана в 2009 году для первого приема промежуточной рубки ухода («призрачной» рубки) в Швеции. По иронии судьбы, в лесу обитает еще один «призрак» – неуловимая американская куница, из-за которой приходится применять эту технику лесозаготовки с минимальным воздействием. «Если бы мы не использовали данный метод вырубки леса, компания Port Hawkesbury Paper не смогла бы применять эту древесину на своем предприятии», – утверждает Джеймс. Харвестер 1135 компании Highland работает на участке лесных угодий общим размером примерно 40 000 гектар. Это охраняемый природный ресурс, поскольку он является средой обитания американской куницы.

Региональный менеджер Tigercat Скотт Эрл с оператором харвестера 1135 Джейкобом Карри, владельцем Highland Pulp Джеймсом Томпкинсом и директором лесного хозяйства Wajax Maritimes Сэнди Ходжсоном.

Региональный менеджер Tigercat Скотт Эрл с оператором харвестера 1135 Джейкобом Карри, владельцем Highland Pulp Джеймсом Томпкинсом и директором лесного хозяйства Wajax Maritimes Сэнди Ходжсоном.

Последний раз «призрачная» промежуточная рубка проводилась в провинции десять лет назад. Эта техника вновь используется не только в среде обитания американской куницы в Кейп-Бретоне, но также на материке, где расстояние между волоками форвардера должно составлять 30 м для уменьшения риска поваленных ветром деревьев, который усугубляется тем, что для большей части лесных угодий характерна поверхностная корневая система.

Идея заключается в том, чтобы минимальное расстояние между волоками форвардера составляло 30 м. После чего модель 1135 проделывает два прохода между волоками, используя кран 9,7 м для обработки деревьев на ближайшем волоке по мере продвижения машины через лес, вырубая деревья по общей площади сечения равной 20. После этого объемы промежуточной рубки сверяются при помощи дронов, оснащенных лазерными локаторами LIDAR (Light Detection and Ranging). Система LIDAR использует лазерные импульсы для создания 3D-профилей, предоставляя надежные данные о запасах насаждения, в том числе о распределении по объему и диаметрам.

Харвестер 1135 вместе с остальным лесозаготовительным оборудованием, работающим в парке Кейп-Бретон-Хайлендс, будет перевезен на материковую часть Новой Шотландии в конце октября, поскольку выполнять заготовку на острове в зимнее время года не имеет смысла — высота снежного покрова в верхних точках обычно превышает три метра.

Джеймс возглавил Highland Pulp в очень раннем возрасте. Два его младших брата также работают в компании. Роберт – механик, а Кевин – оператор. У Джеймса есть два сына: Адам и Майкл, которые также работают в компании. Оба проходят обучение по механике тяжелого оборудования. Адам в настоящее время руководит бригадой промежуточной рубки.

Харвестер компании Koehring для заготовки короткомерных сортиментов. Дональд Томпкинс был одним из первых, кто использовал механизированное оборудование. Highland Pulp работала с машиной с 1970 по 1989 год.

Харвестер компании Koehring для заготовки короткомерных сортиментов. Дональд Томпкинс был одним из первых, кто использовал механизированное оборудование. Highland Pulp работала с машиной с 1970 по 1989 год.

Оператор 1135 Джейкоб Карри до этого никогда не работал с колесными харвестерами, однако, проработав на машине один месяц, он чувствует себя уверенно и крайне продуктивен при работе в стесненных условиях. В этой местности много низких, ветвистых и густо посаженных деревьев. Это ограничивает как видимость, так и возможность для маневра. Следуя за харвестером 1135, работающим на лесосеке, сложно утверждать, что здесь только что прошла машина весом 15 тонн. Очень узкий корпус машины в сочетании с крайне маневренным краном, который может буквально дотягиваться до стоящих вокруг деревьев, позволяют свести повреждение леса к абсолютному минимуму.

Элементом новизны машины серии 1135 является головка более крупного размера (Logmax 5000) по сравнению с другими машинами, работающими в Швеции. Одно из требований Джеймса заключалось в том, чтобы харвестер был универсальным и при необходимости мог работать с крупномерными лесоматериалами и на сплошных рубках. Для получения дополнительной информации о харвестере 1135 см. 27-й выпуск BTB («Между ветвями») за март 2011 года, Обзор новой продукции: Харвестер 1135.

Харвестер компании Koehring для заготовки короткомерных сортиментов.

BTB 38: Ghosts in the Forest

BTB recently visited the Cape Breton Highlands to see how the first 1135 harvester on the continent is working out. Truro, Nova Scotia based Highland Pulp Ltd. recently acquired the machine to perform ghost thinning.

— Paul Iarocci

Highland Pulp is a family business owned by James Tompkins with a long history in Cape Breton. James’ father, Donald Tompkins who founded Highland Pulp in 1962, was a pioneer in mechanization, running a Beloit harvester as early as 1965. Donald purchased a Koehring shortwood harvester in 1970 and as James explains, “We ran it until 1989. The last few years it did site prep work.”

With a narrow overall width and tapered cab, the 1135 can weave through tight stands without contacting or damaging residual trees.

With a narrow overall width and tapered cab, the 1135 can weave through tight stands without contacting or damaging residual trees.

(Note to reader: Many members of the original Tigercat team came from Koehring Waterous, a heavy equipment manufacturer located in Brantford and purchased by Timberjack in 1988.)

Donald passed away in 1983 just as the spruce budworm was capping off several years of devastation in Cape Breton forests. The outbreak ultimately destroyed about 1,2 million hectares (3 million acres) of woodland, triggering a wholesale clear fell salvage effort. Eventually there was no wood left to cut. After his father’s passing, James as the eldest son, stepped up to run the business. In 1989, he relocated the company from Margaree Valley to Truro (on the mainland of Nova Scotia).

The 9,7 m boom has a tilting base allowing the operator to reach around standing trees. Operator Jacob Curry processes the logs to the nearest forwarder trail. The forwarder trails are spaced 30 m apart.

The 9,7 m boom has a tilting base allowing the operator to reach around standing trees. Operator Jacob Curry processes the logs to the nearest forwarder trail. The forwarder trails are spaced 30 m apart.

Now some 25 years later, Highland Pulp is back in the Highlands for the short summer season, performing thinning and clear fell harvests within the marginal and largely unmanaged forests that were replanted in the wake of the budworm infestation. Highland Pulp’s clear fell crews utilize a combination of Tigercat 845 series harvesters and 14-tonne forwarders. James purchased his first Tigercat H845B harvester in 2001 and the prototype Tigercat 1014 forwarder in 2004. He just recently sold the 1014 and the H845B is still running every day. Oddly enough, the harvester broke down with a bad alternator nearly the moment it was delivered. James and Tigercat district manager, Chris Baldwin worried that the machine might be a lemon, but the subsequent 35,000 hours of virtually bulletproof, double shift operation have assuaged their initial concerns. This year James purchased a new H845C from Wajax Equipment Maritimes forestry manager Sandy Hodgson, taking delivery in January, 2016. Highland Pulp runs three H845 series harvesters in total.

Then in September 2014, Highland Pulp purchased the first 1135 in North America from Wajax after Hodgson and Tigercat district manager Chris Baldwin thoroughly assessed the company’s requirements. (Baldwin has a great deal of experience with the 1135 product, after spending many years working in the Swedish market.) The 1135 was developed in 2009 for in-stand first thinning (or ghost thinning) in Sweden. Ironically it is another ghost in the forest, the elusive and threatened American pine marten, that is dictating this ultra-low impact harvesting technique. “If it wasn’t for the ghost thinning, Port Hawkesbury Paper would not be able to utilize this timber at all,” says James. Highland’s 1135 is working on a portion of forest land encompassing around 40 000 hectares (100,000 acres) in total, that is protected as a pine marten habitat.

Tigercat district manager, Scott Earle with 1135 operator Jacob Curry, Highland Pulp owner James Tompkins and Sandy Hodgson, Wajax Maritimes forestry manager.

Tigercat district manager, Scott Earle with 1135 operator Jacob Curry, Highland Pulp owner James Tompkins and Sandy Hodgson, Wajax Maritimes forestry manager.

The last time ghost thinning treatments were performed anywhere in the province was ten years ago. The technique is coming back, not just for pine marten habitat in Cape Breton, but also on the mainland, where the 30 m (100 ft) forwarder trail spacing is a requirement to mitigate blowdown risks exacerbated by the shallow root mass that characterizes much of the forest land.

The idea is to space minimal width forwarder trails 30 m apart. Then the 1135 does two passes in between the trails, using the 9,7 m (32 ft) crane to process wood to the nearest trail, as it winds its way through the forest, removing trees to a basal area of 20. The thinning volumes are later confirmed with the use of LIDAR (Light Detection and Ranging) equipped drones. The LIDAR system uses laser pulses to generate 3D profiles, providing reliable data on stand inventory including volume and diameter distributions.

The 1135 along with the rest of the harvesting equipment, working in the Highlands, moves to mainland Nova Scotia at the end of October, because winter harvesting is not feasible on the island – snow cover in the upper elevations is routinely over three metres.

45-4277-webJames took over Highland Pulp at a young age. His two younger brothers work in the business. Robert is a mechanic and Kevin, an operator. James has two sons, Adam and Michael, who also work in the business. Both are apprenticing as heavy equipment technicians. Currently, Adam is managing the thinning crew.

The Koehring shortwood harvester. Donald Tompkins was a pioneer of mechanization. Highland Pulp ran the machine from 1970 to 1989.

The Koehring shortwood harvester. Donald Tompkins was a pioneer of mechanization. Highland Pulp ran the machine from 1970 to 1989.

1135 operator Jacob Curry had no prior experience on a wheel harvester, but after a month on the machine, he is confident and productive in the close quarters. The trees are short, extremely limby and densely spaced – limiting both visibility and room to manoeuvre. Walking behind the 1135 in the stand, it is hardly possible to tell that a 15 tonne machine has just wandered through. The extra narrow machine width and highly manoeuvrable crane, that can literally reach around standing trees, help to keep forest disturbance to an absolute minimum.

A novel aspect of this 1135 is that it is carrying a larger head (Logmax 5000) than any of the machines that are operating in Sweden. This was a requirement for James, so that the harvester would be versatile to handle larger timber and clear fell jobs as required. For further reading on the 1135 harvester, see BTB Issue 27, March 2011, New Product Review: 1135 Harvester.

BTB 38: Ghosts in the Forest