Skip to content

BTB 36: Заготовка на крутых склонах по-новозеландски

Всего за пару лет под руководством дилера AB Equipment количество машин Tigercat в Новой Зеландии стремительно выросло с нескольких единиц до более чем 120.
Вид на обширную территорию зеленых холмов и плантации деревьев. Если присмотреться, то можно увидеть 880 модель Дейва Пола на рабочей площадке.

Лесные угодья, принадлежащие муниципалитету г. Данидин. Если присмотреться, то можно увидеть 880 модель Дейва Пола на рабочей площадке.

Кажется, что за экспоненциальный рост отвечает сочетание целого ряда факторов. Новая Зеландия это страна, в которой лесная промышленность переживает то взлеты, то падения. В настоящее время наблюдается стабильный спрос на сосновые бревна со стороны Индии, Китая и Кореи. Более низкая стоимость валюты по сравнению с находящейся по соседству Австралией делает страну особенно привлекательной для азиатских рынков. Сильная местная экономика, а также активное строительство после землетрясения в Крайстчерче в 2011 году привело к значительному укреплению местного рынка для высококачественных лесоматериалов, продаваемых на местные лесопильные заводы для внутреннего потребления.

Харвестер Дейва Пола LH855C способен валить деревья и удалять, работая на склонах.

Харвестер Дейва Пола LH855C может валить деревья и удалять ветви.

Там, где есть спрос, есть и предложение. Средний оборот составляет 25-30 лет при этом средний размер варьируется от одной до четырех тонн. Очевидно, что лучистая сосна очень хорошо растет в Новой Зеландии. Разрабатывается очень много новых лесонасаждений с текущей рациональной годовой нормой выработки около 30 миллионов тонн в год. Если пролететь над любым лесным массивом, то с высоты птичьего полета будет видно, что практически на каждом участке посажена лучистая сосна. Занимающаяся изучением лесных массивов организация Future Forests Research Limited (FFR), которая была учреждена в 2007 году и стала результатом тесного сотрудничества лесной промышленности Новой Зеландии и компании Scion, отмечает, что доля государственных лесозаготовок на крутых склонах (угол наклона которых выше двадцати процентов) в настоящее время составляет 44% от общего объема заготовок. Прогнозируется, что этот показатель вырастет до 53% к 2016 году и превысит 60% к 2025 году.

Комбинация крутых склонов и крупномерного леса просто обязывает к применению специализированных систем лесозаготовки для работы на пересеченной местности. Tigercat как раз специализируется на таких системах. Специалисты по продажам компании AB Equipment вместе с представителями Tigercat на лесозаготовительных работах в Новой Зеландии проделали отличную работу, объясняя достоинства сконструированных для специальных целей гусеничных платформ и более мощных трелевочных тракторов для работы на склонах с крупными деревьями. Благодаря им, лесозаготовительная машина 880 недавно стала самым популярным решением для обработки деревьев на придорожном участке.

Dave Paul Logging

Дейв Пол из г. Данидин в юго-восточной части острова Южный заключил контракт с муниципалитетом г. Данидин на поставку 75 000 тонн древесины. Что самое интересное, муниципалитет владеет значительной частью горных лесных земель, окружающих город, и продает лесоматериалы в Азию. Дейв лично работает на сравнительно новом харвестере Tigercat LH855C, оснащенном головкой Satco 424 весом 3400 кг для валки деревьев и обрезания сучьев. Дейв говорит, что подобная комбинация позволяет комфортно работать с большими деревьями среднего размера примерно 1,5 кубических метров (1,65 британских тонн) на склонах до 36 градусов. Ему нравится мощное тяговое усилие харвестера, и он говорит, что открывающийся капот отсека двигателя значительно упрощает ежедневное техническое обслуживание. После перехода с фиксированного заниженного шасси на выравнивающееся шасси R7-150L-2 Дейв отмечает, что он чувствует себя гораздо лучше после работы по сравнению с предыдущей машиной.

Харвестер H855C компании Renner валит и волочет деревья вверх по склону к трелевочному трактору 630C.

Харвестер H855C компании Renner валит и волочет деревья вверх по склону к трелевочному трактору 630C.

Хотя Satco 424 по сути не является истинной харвестерной головкой, у нее есть подающие вальцы, которые позволяют Дейву валить деревья и грубо и быстро обрезать сучья, прежде чем переместить их в более удобную позицию для трелевочного трактора. На участке, на котором мы встретились с Дейвом, есть какая-то часть кривых, раздвоенных деревьев с большим количеством ветвей. Если обламывать некоторые ветви на участке, это позволяет сократить сопротивление при трелевке, повышая производительность трелевочного трактора и сокращая расход топлива и износ трансмиссии. (Лучистая сосна очень тяжелая с соотношением один кубический метр на тонну.) Если сравнивать с таким регионом, как Британская Колумбия, где наблюдаются схожие условия заготовки леса, то там различные виды деревьев имеют соотношение от 0,55-0,8 тонн на метр, при этом у них очень мало ветвей. Дейв, купив свою первую модель трелевочного трактора Tigercat 630C на острове Южный, недавно обменял его на трелевочный трактор 635D, который, по его мнению, идеально подходит для его условий работы. Он прекрасно работает на пересеченной местности с крупномерными лесоматериалами, а также хорошо справляется с мягким грунтом.

635D выполняет трелевку до придорожного участка, где Tigercat 880, оснащенная головкой Woodsman Pro 800 весом 5000 кг обрабатывает и разделывает бревна. Даже при работе с несколькими сортами и при плохой форме стволов (что ведет к увеличению времени, необходимого на то, чтобы взять дерево из кучи) комбинация 880/Woodsman с легкостью позволяет Дейву выполнить годовую квоту в 75 000 тонн. При 18 различных сортах средняя норма выработки составляет примерно 350 тонн в день. Дейв нашел для себя систему, которая справляется с целым рядом задач на пересеченной местности, при крупномерных лесоматериалах, большом количестве сортов и менее чем оптимальном качестве насаждения.

Трелевочный трактор 635D трелюет пачку крупных бревен.

Трелевочный трактор 635D Дейва Пола.

Renner Logging

В г. Рангиора, чуть к северу от г. Крайстчерч на острове Южный, Питер и Венди-Ли Реннер открыли компанию Renner Logging, которая заготавливает лес на Кентерберийской равнине и склонах, огибающих восточную кромку знаменитых новозеландских Южных Альп. Пит, бывший спортсмен, участник соревнований по бегу на 3000 м с препятствиями в летних Олимпийских играх 1984 года, — еще один подрядчик с многолетним опытом лесозаготовки ручным способом. С приходом механизации в Новую Зеландию, ручную рубку на лесозаготовительных работах Пита и Венди заменил харвестер Tigercat LH855C, оснащенный направленной валочной головкой Satco 630.

Renner Logging использует машину Tigercat H855C с головкой HTH624C на придорожном участке. Трелевочный трактор волочит пачку бревен в харвестеру.

Renner Logging использует Tigercat H855C с HTH624C на придорожном участке.

Пит изначально купил LH855C с головкой Waratah, чтобы машина могла выполнять как функции харвестера, так и процессора на их лесозаготовительном предприятии в районе Кентерберийской равнины. Теперь, когда большая часть годового объема заготовок семейства Реннер и их лесозаготовительной бригады смещается на более пересеченную местность, принятое ими решение приобрести второй процессор Tigercat H855C позволило снизить нагрузку на первый LH855C.

Пит заменил HTH624C, решив смонтировать его на H855C с плоской платформой с намерением использовать новую машину в качестве постоянно работающего процессора на придорожном участке. Это позволило установить на LH855C направленную валочную головку Satco для непрерывной рубки и пакетирования на более пересеченной местности. С учетом того, что разница в цене между H855C и переоборудованным экскаватором была не велика, Пит и Венди решили, что это решение вполне очевидное.

H855C и 1075B Джордана. Джордан говорит, что технология сортиментной заготовки продлила его сезон.

H855C и 1075B Джордана. Джордан говорит, что технология сортиментной заготовки продлила его сезон.

В день нашего визита бригада Пита работала на крутой и грязной местности с небольшим количеством поваленных ветром деревьев. Заготавливаемые ими деревья были достаточно небольшого размера (меньше двух тонн, если это можно считать небольшим размером), поскольку они проводили заготовку до стандартного оборота в 25-27 лет, чтобы добраться до поваленных ветром деревьев.

LH855C валил и перемещал деревья вверх по самым крутым склонам участка рубки и подавал их на трелевочный трактор 630C, который выполнял трелевку древесины по менее сложному участку до H855C на придорожном участке. Пит предполагает, что еще одним фактором, который позволил увеличить количество лесонасаждений, находящихся на крутых склонах, это меньшая подверженность сильным ветрам, который наносят серьезный ущерб на Кентерберийской равнине.

Grimmer Logging

Джордан Гриммер, владелец компании Grimmer Logging, расположенной в г. Фангареи, занимается заготовкой леса в регионе Нортленд Северного острова. Это одно из немногих предприятий, использующее технологию сортиментной заготовки, которое мы посетили в Новой Зеландии. У Джордана есть два форвардера Tigercat 1075B, LH855C, оснащенный Waratah HTH625C и валочная/волокушно-сортировочная машина на базе экскаватора.

Джордан располагает участком, на котором работает более старый харвестер H855C, оснащенным валочной головкой Ensign. Эта машина валит и пакетирует деревья для трелевочной лебедки. Джордан также недавно приобрел новую Tigercat 880, оснащенную Waratah HTH625C.

Джордан Гриммер (по центру) рядом с Маркусом Бурком, специалистом по продажам AB Equipment и региональным менеджером Tigercat Гленом Марли (справа).

Джордан Гриммер (по центру) рядом с Маркусом Бурком, специалистом по продажам AB Equipment и региональным менеджером Tigercat Гленом Марли (справа).

Джордан с годами адаптировал и модифицировал свое наземное оборудование и лесозаготовительное предприятие в поисках наиболее оптимального решения для рельефа и погодных условий, с которыми ему обычно приходится сталкиваться, учитывая при этом важность людских ресурсов.

«Нам нужно уходить от заготовки хлыстами, чтобы растянуть сезон до двенадцати месяцев», — говорит Джордан, который продолжает объяснять, что на его предприятии раньше работали валочные машины, и выполнялась трелевка хлыстов до процессора на базе экскаватора на придорожном участке. Добавив комбинацию из валочной/волокушной машины и сконструированный на заказ выравнивающий харвестер Tigercat: «Мы смогли избавиться от трелевочного трактора и заменить его форвардером».

Форвардер Tigercat пробирается через облако пыли.

По фотографии не скажешь, но в Нортленде выпадает обильное количество осадков.

На лесозаготовительном предприятии трелевочный трактор был самым слабым звеном с несколькими недостатками. Во-первых, что самое важное, здесь очень влажная земля в зимнее время года. Почва очень плохо впитывает воду в этом регионе, что затрудняет работу трелевочного трактора. Во-вторых, Джордан говорит, что очень сложно найти хороших операторов. С другой стороны, он говорит: «Я могу посадить на форвардер любого пацана, которому нравятся компьютерные игры. И ребятам нравится на них работать». Хотя Джордан соглашается с тем, что форвардер не может достичь той же дневной нормы выработки, что и трелевочный трактор: «В течение года норма выработки гораздо лучше, поскольку он может работать больше дней». Еще один пример концепции, которая медленно, но верно набирает популярность.

Машина на базе экскаватора валит деревья и, при необходимости, выполняет волочение бревен с самых крутых и самых влажных участков. Для Джордана это ключ к более высокой производительности, поскольку деревья располагаются в более удобной позиции для обработки и трелевки, позволяя держать LH855C и 1075B подальше от крутых оврагов, обеспечивая при этом их максимальную загруженность. Это позволяет одному харвестеру идти впереди всей системы, чего в другом случае было бы сложно достичь.

Оператор 1075B Лионель Кларк старается поднимать как можно меньше хлыстов за один заход, пытаясь сбалансировать размер нагрузки с величиной хода машины на погрузочный цикл. Эту работу стало выполнять чуть проще после того, как Джордан установил экскаватор на площадке. Экскаватором управляет Джо Котс, который может быстро и эффективно выполнять сортировку по трем видам пиловочных бревен и трем-четырем сортиментам экспортной и балансовой древесины.

Mold Logging

Харвестер LH855C Питера и Тима Молд выполняет рубку для последующей трелевки с помощью лебедки на пересеченной местности.

Харвестер LH855C Питера и Тима Молд выполняет рубку для последующей трелевки с помощью лебедки на пересеченной местности.

В верхней части Северный остров сужается то полуострова, ширина которого в некоторых местах не превышает 12 км. Это малонаселенная часть страны, а широкие белые пляжи можно также использовать в качестве дорог. (90-мильный пляж использовался в качестве взлетной полосы на заре авиаперевозок между Австралией и Новой Зеландией в 1930-х годах. Даже сегодня он официально считается дорогой общественного пользования).

Ближе к верхней части Северного острова, неподалеку от Залива Духов, мы нашли лесозаготовительный участок компании Mold Logging, принадлежащей Питеру и Тиму Молд. Работая на лесонасаждениях лучистой сосны с оборотом 25-27 лет на длинных крутых склонах на, по сути, гигантской песчаной дюне, Mold Logging использует LH855C, оснащенный головкой Satco 630 для валки и пакетирования деревья для трелевочной лебедки. Процессор 880 работает на придорожном участке. У Питера и Тима есть другой процессор модели 880, работающий с наземной бригадой. Они первые в Новой Зеландии, кто решил пустить в ход 880-ю модель.

Регион, в котором работает семейство Молдов, пожалуй, является самым удаленным регионом, в котором ведутся лесозаготовки в стране. Когда Питер и Тим искали поставщика оборудования, эксплуатационная готовность механического оборудования играла важную роль при покупке: они знали, что оборудование должно быть долговечным и надежным с хорошим техническим обслуживанием и резервными мощностями. Изучив все варианты, Пит и Тим выбрали Tigercat и AB Equipment. Сегодня у Mold Logging самое современное, эффективное, надежное и профессиональное лесозаготовительное предприятие во всей Новой Зеландии.

Красивый вид на бухту на пляже.

Видео по теме

BTB 36: Steep Slope Harvesting New Zealand Style

In just a couple of years, with AB Equipment at the helm, the Tigercat machine population in New Zealand has exploded from a handful of units to over 120.
Forestland owned by the Municipality of Dunedin. Look closely and you can see Dave Paul’s 880 on the deck.

Forestland owned by the Municipality of Dunedin. Look closely and you can see Dave Paul’s 880 on the deck.

It seems that a confluence of factors is behind the exponential growth. A country with especially severe boom and bust forestry industry cycles, New Zealand has of late been enjoying robust demand for pine logs in India, China and Korea. Lower currency valuation in comparison to neighbouring Australia has made the country especially attractive to Asian markets. The strong local economy and the massive rebuild effort following the Christchurch earthquake in 2011 has resulted in a decidedly firmer domestic market for higher grade logs marketed to local sawmills for domestic consumption.

Dave Paul’s LH855C carrier can fell and delimb.

Dave Paul’s LH855C carrier can fell and delimb.

The supply is there as well. With rotations ranging from 25-30 years and producing average piece sizes ranging from one to four tonnes, it is evident that Radiata pine grows very well in New Zealand. Many plantations are coming on stream with a current overall sustainable capacity of around 30 million tonnes annually. Fly into any forestry region and it is easy to see from the air that every single bump on the landscape seems to be planted with Radiata. Future Forests Research Limited (FFR), a partnership forged in 2007 between the New Zealand forest industry and Scion, a forest research organization, indicates that the proportion of the national forest harvest from steep hill country (which is defined as exceeding twenty degrees of slope) is currently 44% of the total harvest. This number is forecast to rise to 53% by 2016 and to over 60% by 2025.

The combination of steep slopes and big timber just screams for purpose-built steep terrain harvesting systems which just happens to be a Tigercat specialty. Sales specialists at AB Equipment along with the Tigercat people on the ground in New Zealand have done a great job explaining the merits of purpose-built track carriers and high capacity skidders for tackling the slopes and oversize wood and most recently, the 880 logger as the go-to machine for roadside processing.

Dave Paul Logging

Dave Paul, based in Dunedin, in the southeastern corner of the South Island has a 75 000 tonne contract with the Municipality of Dunedin. Interestingly, the municipality itself owns a vast chuck of mountainous forest land surrounding the city and markets the logs to Asia. Dave personally operates a relatively new Tigercat LH855C harvester equipped with a 3 400 kg Satco 424 fall and delimb head. Dave says that the combination is comfortably handling fairly big trees, averaging around 1,5 cubic metres (1.65 tn) on slopes up to 36 degrees. He likes the powerful tractive effort of the carrier and says that the clamshell hood enclosure is a real positive when it comes to daily maintenance. Going from a fixed lower to Tigercat’s R7-150L-2 leveling undercarriage, Dave comments that he feels a lot fresher at the end of the day, compared with operating his previous machine.

Renner’s H855C fells and shovels uphill to the 630C skidder.

Renner’s H855C fells and shovels uphill to the 630C skidder.

While not a true harvesting head, the Satco 424 does have feed rollers, enabling Dave to fell the tree and perform a rough and quick delimbing job before shovelling it to an advantageous location for the skidder. The site where we visited Dave had its share of crooked, forked and heavily limbed trees on the stand; knocking some of the limbs off in-stand decreases weight and drag resistance, increasing skidder productivity and reduces fuel consumption and drivetrain wear. (The Radiata is very heavy with a ratio of one cubic metre per tonne. Compared to a region like British Columbia with similar harvesting conditions, the various species range from 0,55-0,8 tonnes per metre with very few limbs. Dave who purchased the first Tigercat skidder on the South Island, a 630C, recently traded for 635D skidder and finds it to be an ideal skidder for his application. It handles the steep terrain and large timber as well as any soft soil conditions he encounters.

The 635D pulls to roadside where a Tigercat 880 equipped with the Woodsman Pro 800, a 5 000 kg head, processes and merchandises. Even with multiple sorts and poor stem form (resulting in added time to pick trees from the pile), the 880/Woodsman combination easily processes Dave’s 75 000 tonne annual quota. With 18 different grades, production averages of about 350 tonnes per day. Dave has hit on a system that meets the multiple challenges of steep terrain, large timber, many sorts and less than optimal stand quality.

Dave Paul’s 635D skidder.

Dave Paul’s 635D skidder.

Renner Logging

Based in Rangiora, just north of Christchurch on the South Island, Peter and Wendy-Lee Renner own Renner Logging, operating in the Canterbury Plains and the slopes skirting the eastern edge of New Zealand’s famous Southern Alps. Pete, a former athlete who competed in the 1984 Summer Olympics in the 3 000 m Steeplechase event, is another hands-on contractor with many years of manual falling experience. With mechanization firmly taking hold in New Zealand, most of the hand falling in Pete and Wendy’s operations have been replaced with a Tigercat LH855C equipped with a Satco 630 directional felling head.

Renner Logging runs a Tigercat H855C with an HTH624C at roadside.

Renner Logging runs a Tigercat H855C with an HTH624C at roadside.

Pete initially purchased the LH855C with a Waratah so that machine had the ability to double up as a harvester and processor in their ground based logging operations in the Canterbury Plains region. Now that much of the annual cut volume for Renner’s ground-based crews is moving toward steeper terrain, their decision to purchase a second Tigercat H855C processor was made a lot easier on the strength of the performance of the original LH855C.

Pete swapped out HTH624C, electing to put it on the flat-based H855C with the intent to use the new unit as a full time roadside processor. This freed up the LH855C to be fitted with a Satco directional felling head for full time felling and bunching in the steeper terrain. In light of the fact that the price gap between the H855C and an excavator conversion was pretty tight, Pete and Wendy call the decision a “no brainer.”

Jordan’s H855C and 1075B. Jordan says that the CTL model extends his season.

Jordan’s H855C and 1075B. Jordan says that the CTL model extends his season.

The day we visited, Pete’s crew was working on steep and muddy ground with a small percentage of blowdown. The wood they were felling was a bit on the small size (under two tonne piece size, if that can be considered small) because they were harvesting prior to the normal 25-27 year rotation to get at the blowdown timber.

The LH855C was felling and shovelling the wood up the steepest sections of the block and feeding the 630C skidder, which was transporting the wood on the easier ground to the H855C at roadside. Pete surmises that another factor that has contributed to the increasing number of plantations being situated on steep ground is reduced exposure to the serious blowdown events that wreak havoc on the flats in the Canterbury Plains.

Grimmer Logging

Jordan Grimmer, owner of Grimmer Logging based in Whangarei, operates in the Northland region of the North Island. One of the few CTL operations we visited in New Zealand, Jordan owns two Tigercat 1075B forwarders, a Waratah HTH625C equipped LH855C and an excavator-based feller/shovel logger.

Jordan has a yarding side with an older H855C harvester fitted with an Ensign felling head. This machine fells and bunches for the yarder. Jordan also recently purchased a new Tigercat 880 equipped with a Waratah HTH625C.

Jordan Grimmer (centre) flanked by Marcus Bourke, AB Equipment sales specialist and Tigercat district manager, Glen Marley (right).

Jordan Grimmer (centre) flanked by Marcus Bourke, AB Equipment sales specialist and Tigercat district manager, Glen Marley (right).

Jordan has adapted and modified his ground-based equipment and operations over the years in search of the most optimal solution for the terrain and weather conditions he typically encounters, while being mindful of the human resource element.

“We needed to get away from tree-length to extend the season to twelve months,” says Jordan, who goes on to explain that his operation used to use hand fallers in combination with tree-length skidding to an excavator-based processor at roadside. With the addition of the excavator-based feller/shovel combination machine and Tigercat’s purpose-built leveling harvester, “We could get rid of the skidder and replace it with a forwarder.”

It doesn’t look it here, but the Northland region experiences high rainfall.

It doesn’t look it here, but the Northland region experiences high rainfall.

In Jordan’s operations, the skidder was the weak link with several disadvantages. First off, and most important, the ground is too wet in winter for a skidder to work consistently as the region is beset with poor drainage. Second, Jordan found it very difficult to find good operators. Conversely, he says, “I can put any kid who is good at video games in the forwarder. And the guys like running them.” While Jordan concedes that a forwarder cannot achieve the same daily production as a skidder, “Over the span of a year, the production is much better because it can work more days.” Yet another case of the concept that slow and steady wins the race.

The excavator-based machine fells all the timber and shovels as required out of the steepest and wettest sections of the tract. For Jordan, this is the key to high production as it leaves the trees in a more favourable position for processing and forwarding, keeping the LH855C and the 1075B out of the steep gullies and at maximum production. This allows the single harvester to stay ahead of the rest of the system – which would otherwise prove difficult.

The 1075B operator, Lionel Clark, attempts to pick up as few sorts as possible per load while balancing the load size with amount of machine travel per load cycle. This job is made a little easier since Jordan has an excavator on deck operated by a log maker, Jo Coutts, who can quickly and effectively sort the three grades of saw logs and three to four lengths of export logs and pulpwood.

Mold Logging

Peter and Tim Mold’s LH855C felling for a yarder on steep terrain.

Peter and Tim Mold’s LH855C felling for a yarder on steep terrain.

The top of the North Island narrows to a peninsula as little as 12 km wide in some areas. A sparsely populated part of the country, the wide white beaches double as roadways. (90 Mile Beach was used as a runway for early air services between Australia and New Zealand in the 1930s. Even today, it is designated as an official public highway).

Close to the top of the North Island, near Spirits Bay, we found the yarding operation of Mold Logging, owned by Peter and Tim Mold. Operating in 25-27 year rotation Radiata plantations on long, steep slopes of what is essentially a giant sand dune, Mold Logging utilizes an LH855C equipped with a Satco 630, falling and bunching for a yarder. An 880 processor works at roadside. Peter and Tim have a second 880 operating with a ground-based crew and were the first in New Zealand to pull the trigger on an 880.

The region in which the Molds are operating in is possibly the most remote logging region in the country. When Peter and Tim were looking for a machinery supplier, mechanical availability was an important factor in the purchase decision – they knew that the gear had to be durable and reliable with strong service and back-up capacity. After doing their homework, Pete and Tim chose Tigercat and AB Equipment. Today Mold Logging runs one of the most up-to-date, efficient, reliable and professional operations in all of New Zealand.

BTB 36: Steep Slope Harvesting, New Zealand Style

Related Articles


Related Videos