Skip to content

BTB 32: Рубка на краю в восточной Британской Колумбии

Семья Ларсонов работает в лесах Британской Колумбии, начиная с 1929 года, когда дед Ивара и Лэнса открыл свое первое лесозаготовительное предприятие.

— Пол Яроччи

Компания Carl Larson’s Enterprise Ltd – это последнее творение семейной династии лесозаготовителей из г. Канал Флэтс на юго-востоке Британской Колумбии. Компания была основана в 1977 году братьями Лэнсом и Иваром вместе с их отцом Карлом.

Региональный директор компании Parker-Pacific в г. Кранбрук, Дейл Фелхауэр (крайний слева) с командой Carl Larson’s Enterprise Ltd.: (cлева направо) Лэнс Ларсон, Ивар Ларсон, Дэвид Дево, Джори Лангбридж, Боб Финдлей и Джордж Барбур у харвестера и трелевочного трактора Tigercat на фоне гор.

Региональный директор компании Parker-Pacific в г. Кранбрук, Дейл Фелхауэр (крайний слева) с командой Carl Larson’s Enterprise Ltd. (Слева направо) Лэнс Ларсон, Ивар Ларсон, Дэвид Дево, Джори Лангридж, Боб Финдлей и Джордж Барбур.

Ивар выполнял рубку ручным способом с 1971 года вплоть до 1994 года, когда компания начала заниматься механизацией производства и приобрела экскаватор с пилой на захвате Hultdins. В 1996 году компания Larson’s Enterprise купила первую сконструированную для специальных целей валочно-пакетирующую машину, — Timbco 415 без функции выравнивания. В 2005 году парк валочной техники расширился с приобретением первой машины Tigercat. Валочно-пакетирующая машина LX830C идеально подходила для условий эксплуатации компании, сократив необходимость в ручной работе Ивара до редких случаев работы на крутых обрывах и скалистых выступах.

Джори Лангридж складывает хлысты в пакет на крутом холме. Он проводит очень много времени в положении лицом назад при движении задним ходом по холмам, пакетировании, сортировке и штабелировании хлыстов.

Джори Лангридж складывает хлысты в пакет на крутом холме. Он проводит очень много времени в положении лицом назад при движении задним ходом по холмам, пакетировании, сортировке и штабелировании хлыстов.

Parker-Pacific из г. Кранбрук выступает в качестве дилера Tigercat для семейства Ларсонов. Они недавно приобрели вторую LX830C, поскольку считают, что эта машина идеально подходит для особенностей этого региона. Она оснащена пилой 5702 с запястьем с большим вращением, которое позволяет складывать более удобные пакеты для трелевочного трактора без лишних движений. Если понаблюдать за работой машины в действии, то становится очевидно, что платформа в комбинации с пилой отлично справляются с деревьями различных размеров.

Машина эффективно укладывает небольшие хлысты в пакеты, а также с легкостью справляется с более крупными хлыстами в пол кубического метра (примерно полтонны). Нулевой вынос задней части обеспечивает дополнительную возможность выравнивания по сравнению с машиной с выносом всей задней части, а также более высокую маневренность при периодических выборочных рубках.

Здесь валочно-пакетирующая машина LX830C доказала, что она отлично справляется как с крупными деревьями, так и с рельефом крутых склонов.

Валочно-пакетирующая машина LX830C отлично справляется как с крупными деревьями, так и с рельефом крутых склонов. Нулевой вылет задней части позволяет Ларсонам заниматься сплошной и выборочной рубкой, без ущерба для устойчивости или производительности.

В настоящий момент Larson’s Enterprise заготавливает древесину для компании Canfor. Годовой объем производства компании составляет 150 000 кубических метров хлыстов при команде из пяти человек. Боб Финдлей работает на новой валочно-пакетирующей машине LX830C. Джордж Барбур и Джори Лангбридж работают на трелевочных тракторах E620C и 630D соответственно. На придорожном участке Tigercat H855C раскряжевывает пачки по четыре или пять хлыстов. Ивар запрыгивает на погрузчик для выполнения сортировки и штабелирования на крайне перегруженных погрузочных площадках на придорожном участке. Размер площадок очень часто ограничен из-за особенностей рельефа.

Годовой объем производства удается достичь при работе в четыре десятичасовые смены и одну восьмичасовую смену в неделю, с перерывом весной, который длится примерно один месяц. Обычно заготавливается четыре вида древесины: ель, бальзамин, лиственница и сосна. Ежедневная норма производства колеблется в пределах между десятью и четырнадцатью партиями по 50 м3 (примерно 55 тонн). Ивар намекает на то, что Canfor действительно впечатлены объемами производства, которые Ларсонам удается достичь с командой из пяти человек и делиться секретом компании к успеху. «Наши ребята это самая важная часть нашей компании… Поэтому мы берем все бригаду на рыбалку. Я им говорю: «Мы едем на рыбалку, потому что вы отлично работаете. Именно благодаря им нам удается заготавливать 150 000 кубометров древесины с командой из пяти человек».

Конечно, жизнь не стоит на месте, а с недавним выходом Canfor на рынок восточной части Кутенейского региона предприятие семьи Ларсонов в настоящее время активно переходит на короткомерный сортимент. При их первоначальной попытке производительность процессора упала на 30%, однако Ивар и Лэнс ожидают, что эти показатели улучшатся. Однако, большое количество сортов древесины, в сочетании с необходимостью заготовки короткомерного сортимента вероятнее всего приведет к потребности в дополнительных мощностях.

630D помогает с сортировкой и штабелированием.

630D помогает с сортировкой и штабелированием.

Ивар делится впечатлениями о своей специально сконструированной машине, работающей на придорожном участке, цена которой выше обычного переоборудованного экскаватора: «Мне нравится H855C. Он может раскряжевывать больше деревьев, чем экскаватор. Некоторые мне не верят, но это нас не расстраивает. Это дает нам преимущество. Мне также нравится, что он сделан в Канаде. Чувствуется в нем что-то родное».

Уникальной особенностью этого лесозаготовительного предприятия является то, насколько трелевочные тракторы задействованы при штабелировании и сортировке. Джори Лангридж максимально использует потенциал функции Turnaround™ при содействии штабелированию и сортировке в перерывах между трелевками. На самом деле Ларсоны установили режущее лезвие и отражающую заслонку над отвалом, чтобы подкорректировать возможности машины по штабелированию и очистке щеткой.

Четырехколесный трелевочный трактор Tigercat трелюет крупные бревна вниз по склону.

«Если я занимаюсь сортировкой, когда погрузчика нет поблизости, мне не нужно смотреть через плечо. Не нужно больше крутить шеей», — объясняет Джори. «Я могу взять пакет из середины и перекинуть его прямо на штабель, а также поднимать и перемещать наклоном бревна длиной в 56 футов при сортировке. Кресло всегда вращается».

Джори также впечатлен мощностью привода при опущенном состоянии отвала по время движении щетки и очистке участка штабелирования. «По мощности он походит на D6. Если бы я захотел, то я бы мог проложить собственные трелевочные волоки». Хотя если взглянуть на крутую гористую местность, на которой работают Джори и Джордж, становится очевидно, что здесь нет путей для трелевочного трактора.

Джори, за плечами которого почти двадцать лет опыта в этой отрасли, работает оператором с семнадцати лет. Последние пять лет он работает на Ларсонов. Также как и Лэнс и Ивар, он лесоруб в третьем поколении. Он и Джордж работают на трелевочных тракторах на довольно сложных, а порой и просто ужасных рельефах.

«Иногда ты не можешь просто сдать задним ходом до трелевочного волока. Тебе нужно заходить сбоку или даже сверху». Джори, который не боится брать пакеты из середины и перекидывать их на следующий, также объясняет, что они установили более широкие расширители отвала. (Ширина отвала практически с ширину машины с шинами размером 35,5). «Это помогает улучшить устойчивость на возвышенностях. Мне нравится работать на крутых холмах», — говорит он. Когда работаешь в западной части канадских Скалистых гор, то крутых склонов здесь более чем достаточно.

Одним из общих впечатлений Джори от работы 630D является то, что он работает более плавно и может удерживать больше деревьев, чем любой другой четырехколесный трелевочный трактор. «У этой модели очень сильный захват — он не роняет деревья». Что касается скорости передвижения, то он говорит, что: «модель D даже быстрее, чем модель E620C, которая была гораздо быстрее, чем старые трелевочные тракторы 630B».

Ему также нравится баланс между мощностью и устойчивостью машины. «630D может тянуть больше, чем другие трелевочные тракторы, не отрывая передние колеса от земли, без сбоев в питании или перегрева. Он никогда не подводит и не застревает, когда пытаешься вытащить хлыст снизу». Также он высказался по поводу точности электронной системы гидростатического привода. «Можно отрегулировать скорость, чтобы машина двигалась очень медленно вверх по склонам».

Дифирамбы в адрес Turnaround

Несмотря на то что E620C Джорджа не оснащена креслом Turnaround, на машине Джори эта технология есть, и он максимально использует эту функцию. «Когда едешь задним ходом вверх по холму, то можешь взглянуть на рельеф местности и выбрать свой путь. Видны корни и пни», — говорит он. «После десятичасового рабочего дня я чувствую себя гораздо лучше. Прежде чем вернуться к работе на трелевочном тракторе без сиденья Turnaround я работал какое-то время в горнодобывающей промышленности. С ним ничто не сравнится».

Для тех, кто раньше работал только на традиционных трелевочных тракторах, технология Turnaround может поначалу показаться радикальным отличием: оператор имеет одну приводную педаль в передней части кабины и одну педаль в задней части кабины. Забудьте про передний и задний ход — переключатель выбора направления на джойстике определяет, как будет перемещаться машина: отвалом вперед или захватом вперед. Компьютерная система автоматически корректирует элементы управления исходя из того, куда обращено сиденье, поэтому когда оператор находится в положении лицом назад и выбирает направление «вперед», он будет перемещаться захватом вперед. (Руление машины джойстиком осуществляется одинаково).

3. На расстоянии видна валочно-пакетирующая машина Tigercat. “> H855C раскряжевывает длинномерные хлысты средним размером 0,34 м3.

Когда Джори спрашивают о скорости обучения, он говорит: «Всего одна неделя, и я уже чувствовал себя как дома. Проблем с джойстиками у меня не возникло, потому что я уже работал с экскаваторами». Наработав уже 1300 часов на машине, Джори вытворяет с Turnaround нечто потрясающее.

Он часто разворачивает кресло туда и обратно, когда ему необходимо быстро сделать что-либо с помощью захвата, или когда он хочет посмотреть, что у него сзади. На крутых холмах и сложной местности он разворачивается, чтобы иметь максимальный угол обзора, при этом он часто меняет направление при движении за счет силы тяжести или инерции машины. Машина, конечно же, никогда не останавливается и движется в нужном направлении. Для этого Джори нажимает кнопку выбора направления на середине поворота, чтобы направление движения осталось прежним, как только сиденье зафиксируется в противоположной позиции. «Нужно уметь мыслить нестандартно», — говорит он.

Предприятие Ивара и Лэнса работает крайне эффективно и, судя по всему, им удалось наладить хорошие отношения с Canfor с самого начала. Несмотря на то что переход на короткомерный сортимент может быть немного проблематичным на начальных этапах, у них есть прекрасная команда и оборудование, с которым успех гарантирован.

Видео по теме

BTB 32: Cutting on the Edge in Eastern BC

The Larson family has been working in the forests of British Columbia since at least 1929, when Ivar and Lance’s grandfather started his first logging business.

— Paul Iarocci

The family logging dynasty’s latest incarnation, Carl Larson’s Enterprise Ltd based in Canal Flats in southeastern BC was started in 1977 by Lance, Ivar and their father Carl.

Parker-Pacific branch manager for Cranbrook, Dale Felhauer (far left) with the crew of Carl Larson’s Enterprise Ltd. (L-R) Lance Larson, Ivar Larson, David Deveau, Jory Langridge, Bob Findlay and George Barbour.

Parker-Pacific branch manager for Cranbrook, Dale Felhauer (far left) with the crew of Carl Larson’s Enterprise Ltd. (L-R) Lance Larson, Ivar Larson, David Deveau, Jory Langridge, Bob Findlay and George Barbour.

Ivar has been hand falling since 1971 and continued in this line until the company first began to mechanize in 1994 with an excavator paired to a Hultdins grapple saw. In 1996, Larson’s Enterprise bought its first purpose-built feller buncher, a non-leveling Timbco 415. In 2005, the company’s felling side progressed still further with the purchase of its first Tigercat piece. The LX830C feller buncher has proven to be a machine very well matched to the company’s operating conditions, limiting Ivar’s hand falling duties to the occasional steep drop-off or rock ledge.

Jory Langridge builds a bunch on a steep hillside. Between travelling up the hills in reverse, building bunches and sorting and decking, he spends a lot of time in the rear facing position.

Jory Langridge builds a bunch on a steep hillside. Between travelling up the hills in reverse, building bunches and sorting and decking, he spends a lot of time in the rear facing position.

The Larsons deal with Parker-Pacific, Cranbrook for their Tigercat machines and have recently purchased a second LX830C, finding it to be an optimal machine for the area. It is equipped with a 5702 saw with a high rotation wrist, which helps build better skidder bunches with less travel. Observing the machine in action, it is obvious that the carrier and saw combination handle the wide variety of tree sizes well.

The machine bunches smaller stems effectively and can easily handle the half cubic metre (approximately half ton) stems at the larger end of the scale. The zero tail-swing provides additional leveling capability over a full tail-swing machine and increased agility for the occasional selective cut.

The LX830C feller buncher handles bigger timber and steep slopes equally well. The zero tail-swing allows the Larsons to work in clear fell and selective cutting as required without sacrificing stability or production.

The LX830C feller buncher handles bigger timber and steep slopes equally well. The zero tail-swing allows the Larsons to work in clear fell and selective cutting as required without sacrificing stability or production.

These days Larson’s Enterprise produces for Canfor, operating on an annual volume of 150 000 cubic metres of tree-length timber with a crew of five. Bob Findlay operates the new LX830C feller buncher. George Barbour and Jory Langridge run E620C and 630D skidders respectively. At roadside is a Tigercat H855C processing four or five tree-length sorts. Ivar hops on the loader to perform sorting and decking duties around the congested and busy roadside landings, which are often size constrained by challenging site topography.

The annual production is achieved in four ten-hour shifts and a single eight-hour shift per week with spring break-up lasting approximately one month. There are generally four sorts — spruce, balsam, larch and pine — and daily production is range bound between ten and fourteen 50 m3 (approximately 55 ton) loads. Ivar intimates that Canfor is duly impressed with the production that the Larsons can squeeze out of a five-man crew and offers a clue to the company’s success. “The guys are the most important part of our operation… We are taking the whole crew on a fishing trip. I told them, ‘You are going because you are doing a good job for us.’ They are why we get 150 000 metres with a crew of five.”

Of course the song never remains the same and with Canfor’s recent expansion into the east Kootenays, the Larsons are currently in the midst of a transition to short wood. Their initial attempt resulted in a 30% reduction in processor productivity but Ivar and Lance expect that number to improve. However, the high number of sorts combined with the short wood directive will likely result in a requirement for additional processing capacity.

The 630D helping out with sorting and decking.

The 630D helping out with sorting and decking.

Ivar comments on his purpose-built roadside machine, which is priced higher than the typical converted excavator: “I like the H855C. It can buck more than an excavator. Some people don’t believe me and that is just fine with us. It gives us an advantage. I also like that it is made in Canada. It’s like it’s ours.”

One unique aspect of the operation is the degree to which the skidders are contributing to the decking and sorting functions. Jory Langridge is taking full advantage of the Turnaround™ feature to help with decking and sorting duties in between pulls. In fact, the Larsons installed a cutting edge and top deflector over the blade to augment the machine’s decking and brush cleaning abilities.

The H855C processing long lengths in 0,34 m3 average piece size.

The H855C processing long lengths in 0,34 m3 average piece size.

“When I’m dealing with sorts when the loader is not around, I don’t have to look over my shoulder. No more neck strain,” explains Jory. “I can grab a bunch in the middle and swing it right up onto the deck and I can pick up and heel 56 foot logs when sorting. The seat is always turned around.”

Jory is also impressed with the blade-down drive power when moving brush and cleaning up the deck area. “It pushes like a D6. I could build my own skid trails if I wanted to.” Although, looking up at the steep mountain face that Jory and George are working on, it is evident that there really are no skidder trails.

With nearly twenty years of industry experience, Jory has been a full-time machine operator since age seventeen and has worked for the Larsons for five years. Like Lance and Ivar, he is a third generation logger. He and George pilot their skidders in some pretty gruelling and just-plain-scary terrain.

“Sometimes you can’t just back up to a drag; you’ve got to come in from the side or even drop down from the top.” Jory, who is not afraid to grab a bunch in the middle and swing it around to the next skidder bunch, also explains that they installed wider blade extensions. (The blade is almost the width of the machine with 35.5 tires.) “It helps improve stability on side hills. I love the steep stuff,” he says. Operating on the western edge of the Canadian Rockies, there is no shortage of steep stuff.

Jory’s general impressions of the 630D include the observation that it is much smoother to operate and can hold more wood than any other four wheel skidder. “It has very strong grapple power — they don’t lose wood.” Regarding travel speed he comments that, “The D is even faster than the E620C which was way faster than the old 630B skidders.”

He also appreciates the balance between the power and stability of the machine. “The 630D can pull more than other skidders without standing up the front end or running out of power or heating up. It never hesitates or bogs down when pulling out of a bottom.” He also comments on the precision of the electronic-hydrostatic drive system. “You can adjust your trim so that you can move an inch — it can inch up a hill.”

Singing praise for Turnaround

Although George’s E620C is not Turnaround equipped, Jory’s is, and he uses the feature to its fullest potential. “When backing up the hill, it allows you to look at the lay of the land and pick your path. You can see roots and stumps,” he says. “After a ten-hour day, I feel so much better. I would go mining before I went back to a skidder without a Turnaround seat. There is nothing else like it.”

For someone who has only operated conventional skidders, Turnaround might at first seem to be a radical departure: the operator has one drive pedal at the front of the cab and one pedal at the rear of the cab. Forget forward and reverse – a direction selection switch on the joystick determines if the machine will travel blade-first or grapple-first. The computer system automatically adjusts the controls based on which direction the seat is facing, so when the operator is facing rear, and selects ‘forward’ direction, he will travel grapple first. (The joystick steering operates the same way.)

The H855C processing long lengths in 0,34 m3 average piece size.

The H855C processing long lengths in 0,34 m3 average piece size.

Asked to comment on the learning curve, Jory responds, “It only took a week to feel right at home with it. The joysticks were not an issue at all because I’ve run excavators before.” Now with 1 300 hours of seat time under his belt, Jory is doing some pretty innovative stuff with Turnaround.

He often turns the seat from forward to reverse and back again very quickly when he has to perform a quick task with the grapple or if he wants to see something behind him. On steep slopes and complex terrain, he positions himself according to where he needs to see the most and will often switch back and forth while driving using gravity or the momentum of the machine to turn the seat. The machine, of course, never stops travelling in the desired direction. To achieve this, Jory hits the direction selection button in mid-turn so that the direction of travel stays the same once the seat locks into the opposite position. “You’ve got to think outside the box,” he says.

Ivar and Lance run a tight, efficient operation and by the sound of it, they have developed a good relationship with Canfor right from the start. While the switch over to short wood may prove challenging in the transition, they are certainly equipped with the crew and machinery to make a success of it.

Related Videos