Skip to content

СРОК СЛУЖБЫ И ПОДДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕГО СОСТОЯНИЯ АККУМУЛЯТОРОВ

Мы редко задумываемся об аккумуляторах, установленных на наших транспортных средствах и рабочем оборудовании до тех пор, пока мы не поворачиваем ключ, и двигатель не заводится.

– Рик Рутлифф, отдел обслуживания клиентов

На протяжении многих лет было принято проводить регулярное обслуживание аккумуляторов машин для поддержания оптимального рабочего состояния. В настоящее время продавцы батарей утверждают, что они не требуют технического обслуживания, но действительно ли это так? Несмотря на то, что аккумуляторы на сегодняшний день не требуют столько трудоемкого обслуживания, как ранее, существует несколько нюансов, которые могут помочь вам продлить их срок службы и облегчит вам жизнь.

Поверхность аккумулятора всегда должна быть чистой и сухой. Различные лесосечные отходы, которые могут скопиться на верхней поверхности вашего аккумулятора, могут оказаться электропроводными. Это может послужить причиной наличия тока. В этом случае, батарея может разрядиться. Влага, появляющаяся в основном из-за конденсации, может усилить эту проблему.

Аккумуляторы в индустриальном оборудовании Tigercat

Батарейные клеммы должны быть чистыми и туго затянуты. Грязные или ослабленные соединения не проводят электричество и могут затруднить запуск двигателя и разрядить батареи. Коррозия на клеммах аккумулятора часто является признаком потери электролита из-за чрезмерного вентилирования, что, скорее всего, является результатом перезарядки.

В машинах Tigercat, работающих на напряжении 24 В, используются два последовательно соединенных аккумулятора. При замене необходимо сменить оба аккумулятора. Они должны быть полностью заряжены и иметь примерно одинаковое напряжение с разницей не выше 0,3 В. Это позволит максимально продлить их срок службы.

Жидкостные аккумуляторы или AGM

В машинах Tigercat могут использовать два вида батарей в зависимости от области применения оборудования, модели и конструкции машины: затопленные свинцово-кислотные (жидкостные) аккумуляторы или батареи с пропитанным стекловатным заполнителем (AGM). Для надлежащего обслуживания и зарядки батарей необходимо знать, какой именно тип установлен на вашей машине. Затопленные батареи часто имеют съемные крышки, хотя это не всегда так. Убедитесь в виде аккумулятора, прочитав информацию на его этикетке, или удостоверьтесь в его типе, сверив номер модели в интернете.

Электролитные свинцово-кислотные батареи содержат смесь серной кислоты и воды, называемую электролитом. Электролит выступает в качестве химической среды, которая позволяет течь току между положительной и отрицательной пластинами в батарее. Во время нормальной работы часть воды в электролите может быть потеряна при вентиляции. По этой причине раньше, как правило, добавляли дистиллированную или деминерализованную воду к элементам батареи для пополнения электролита. В настоящее время батареи производят с избытком электролита, что исключает необходимость в их пополнении.

Однако дополнительное количество электролита может быть потеряно из-за того, что уплотнители аккумулятора не герметичны, либо по причине продолжительного срока службы или перезарядки батарей. Это может привести к высушиванию части пластин. Сухие пластины не проводят ток. Это невозможно исправить и приводит к понижению емкости аккумулятора.

Когда аккумуляторный элемент в свинцово-кислотной батарее разряжается, происходит химическая реакция между свинцом пластин и электролитом. Продуктом реакции является сульфат свинца и вода. Сульфат свинца накапливается на аккумуляторных пластинах. Пока что сульфат еще мягкий. Надлежащая зарядка аккумулятора вызовет обратную химическую реакцию, и сульфат свинца и вода превратятся обратно в свинец и кислоту. Однако проблемы могут начаться, если батарея остается в разряженном состоянии в течение продолжительного времени, или если батарея была перезаряжена во время подзарядки.

Когда аккумулятор остается разряженным на протяжении определенного времени или недостаточно заряжен во время нормальной работы, сульфат свинца постепенно затвердевает и формирует кристаллы на пластинах. Затвердевшие кристаллы сульфата будут мешать при зарядке батареи, и по мере того, как они будут увеличиваться в размере, они способны деформировать или образовать трещины на пластинах, что приводит к порче батарей. Считается, что постоянная сульфатация возникает, когда батарея остается разряженной в течение нескольких недель или месяцев, поэтому рекомендуется заряжать разряженные аккумуляторы как можно скорее.

С другой стороны, перезарядка батареи заставляет воду в электролите разделяться на водород и кислород. Этот процесс часто называют газообразованием, и эти газы будут выходить из батареи через вентиляционные отверстия, имеющиеся в каждом аккумуляторном элементе. Водород чрезвычайно взрывоопасен. По этой причине зарядка всегда должна выполняться в хорошо вентилируемых местах, чтобы газы могли рассеиваться.

Правильная зарядка аккумулятора

Зарядка аккумулятора – это процесс пополнения использованной энергии. Он должен быть осуществлен как можно скорее для предотвращения образования твердого сульфата, который, в свою очередь, приводит к снижению мощности и сокращению срока службы батарей.

Генератор переменного тока исправно работает, поддерживая рабочее состояние батарей, за исключением случаев, когда аккумулятор сильно разряжен, поскольку в этой ситуации генератор переменного тока имеет тенденцию к перезарядке. Перезарядка и сульфатация являются основными причинами сокращения срока службы аккумуляторов.

Перезарядка батареи заставляет воду в электролите разделяться на водород и кислород. Этот процесс часто называют газообразованием, и эти газы будут выходить из батареи через вентиляционные отверстия, имеющиеся в каждом аккумуляторном элементе. Водород чрезвычайно взрывоопасен. По этой причине зарядка всегда должна выполняться в хорошо вентилируемых местах, чтобы газы могли рассеиваться.

Следует отметить, что средний пусковой аккумулятор рассчитан не более, чем на приблизительно десять циклов глубокой разрядки в случае, если он заряжается при помощи генератора автомобиля. Таким образом, зарядка сильно разряженной батареи в идеале должна выполняться с использованием заданного трехступенчатого процесса, который длится от четырнадцати до шестнадцати часов в случае корректного выполнения:

  1. Заряд током при постоянном напряжении (CC/CV), также называемый интенсивной зарядкой. До 70-80% емкости аккумулятора заряжается в первые пять-восемь часов при максимальном токе и максимальном напряжении зарядного устройства.
  2. Абсорбционная зарядка или «дозарядка». Остальные 20-30% заряжаются намного дольше, чем при интенсивной зарядке, а именно от семи до десяти часов. Абсорбционная зарядка начинается при достижении напряжения 14,4 В на аккумуляторе. На этой стадии при зарядке удерживается постоянное напряжение 14,4 В, а ток от зарядного устройства уменьшается до момента достижения 98% емкости аккумулятора.
  3. Поддерживающая зарядка. Поддерживающая зарядка начинается сразу после завершения абсорбционной зарядки. На этом последнем этапе зарядки напряжение снижается до 13,4 В, а ток снижается до 1 ампера или менее. Это позволяет достичь 100%-й зарядки аккумулятора и поддерживать аккумулятор в полностью заряженном состоянии.

AGM

Аккумуляторы AGM также являются свинцово-кислотными. Электролит в батареях AGM содержится в специальном стекловатном наполнителе. Благодаря этому батареи AGM являются герметичными, и выделение газа не представляет собой существенную проблему. Батареи AGM имеют несколько преимуществ по сравнению с жидкостными аккумуляторами:

  • Аккумуляторы AGM, как правило, более мощные, чем жидкостные батареи со схожими физическими размерами.
  • Батареи AGM имеют более низкое внутреннее сопротивление, чем батареи с жидким электролитом. Более низкое внутреннее сопротивление делает аккумуляторы более чувствительными к электрической нагрузке.
  • Более низкое внутреннее сопротивление позволяет батареям AGM заряжаться в пять раз быстрее, чем жидкостные батареи.
  • Повышенная стойкость к вибрации благодаря наличию заполнителя.
  • Стекловатный наполнитель, насыщенный кислотой, исключает возможность протечек.
  • Батареи AGM более стойкие к низким температурам.

Аккумуляторы AGM менее подвержены сульфатации при разрядке. Несмотря на это, батареи AGM также имеют некоторые недостатки по сравнению с затопленными батареями. Их производство является более дорогим, и они более чувствительны к перезарядке.

Зарядка аккумуляторов AGM

Аккумуляторы AGM необходимо заряжать, используя специально предназначенное для них зарядное устройство, либо зарядное устройство с режимом зарядки аккумуляторов AGM. Зарядка осуществляется при помощи аналогичного процесса, как и при батареях с жидким электролитом, но процесс должен тщательно контролироваться, поскольку AGM имеет гораздо более жесткие допуски, чем аккумуляторы с жидким электролитом, и они чувствительны к перезарядке. Аккумуляторы AGM нельзя вскрывать ни при каких обстоятельствах, иначе они будут непригодны для использования.

  1. Интенсивная зарядка. До 80% емкости аккумулятора заряжается во время интенсивной зарядки при максимальном токе и максимальном напряжении зарядного устройства. На этом этапе аккумулятор нельзя отсоединять от зарядного устройства.
  2. Абсорбционная зарядка. По достижении 80% емкости аккумулятора, наступает стадия абсорбционной зарядки. На этой стадии используется максимальное напряжение заряда 14,7 В.
  3. Постоянная поддерживающая зарядка. После того, как ток упадет до 100 мА или после четырех часов абсорбционной зарядки следует перейти к режиму поддерживающей зарядки. Это позволяет достичь 100%-й зарядки аккумулятора и поддерживать аккумулятор в полностью заряженном состоянии.

Для получения более подробной информации по зарядке и уходу за батареями обратитесь к инструкции производителя аккумуляторов и зарядного устройства.

BATTERY LIFE AND MAINTENANCE

Batteries that power our vehicles and equipment are something we give very little thought to, that is, until that dreaded moment that we turn the key and the engine doesn’t start.

– Rick Routliffe, service representative

In years gone by, it was common practice to carry out routine maintenance on our vehicle batteries to keep them performing optimally. Today, batteries are marketed as maintenance free, but are they really? Although batteries today do not require the same maintenance that they did in the past, there are a few things that will make life easier for you and your battery.

The surface of a battery should always be clean and dry. Various types of debris that may be collecting on the top surface of your battery can be conductive. This may create a path that can allow current flow. This can cause the battery to discharge. Moisture, often due to condensation, will amplify this problem.

Tigercat heavy equipment battery

Battery terminals must be kept clean and tight. Dirty or loose connections do not conduct electricity and may lead to diffi cult starting of the engine and batteries not being fully charged. Corrosion on battery terminals is often a sign of electrolyte loss through excessive venting, very likely the result of overcharging.

Tigercat machines that run on 24 volts use two batteries connected in series. When replacing these batteries, always replace them both at the same time. They should be fully charged and need to be virtually equal in voltage, with no more than 0.3 volts difference between them. This will ensure the best life of the batteries.

Wet cell or AGM

There are two types of batteries used in Tigercat machines depending on the machine application, model and design: flooded lead acid (wet cell), and absorbent glass mat (AGM). It is very important to know which type is in your machine when it comes to maintenance and charging. While flooded batteries often have removable caps on top, this is not always the case. Always look for wet cell or AGM on the label, or look up the battery’s model number online to confirm.

Electrolyte Lead acid batteries contain a mixture of sulphuric acid and water, called electrolyte. This electrolyte acts as a chemical medium that allows the flow of current between the positive and negative plates in the battery. During normal operation, some of the water in the electrolyte can be lost through ventilation. Because of this, it was common in the past to add distilled or demineralized water to the battery cells so that the electrolyte was replenished. Batteries are now manufactured with a surplus of electrolyte so it is no longer necessary to top them up.

However, excessive electrolyte can be lost due to vent seals not fully closing because of age or overcharging. This can lead to portions of the plates becoming dry. Plates that have become dry will no longer function electrically. This is a condition that cannot be corrected and it reduces the capacity of the battery.

When a cell in a lead acid battery discharges, a chemical reaction occurs between the lead in the plates and the electrolyte. That reaction produces lead sulphate and water. The lead sulphate collects on the plates in the battery. At this time the sulphate is soft. Properly charging the battery will reverse the chemical reaction and the lead sulphate and water are converted back to lead and acid. However, problems can begin if the battery is left in a discharged state for a period of time or if the battery is overcharged during recharging.

When a battery is left in a state of discharge for a period of time or if the battery is not suffi ciently charged during normal operation, the lead sulphate begins to harden and form crystals on the plates. The hardened sulphate crystals will interfere with recharging the battery and as they continue to expand, they deform or possibly crack the plates, leading to battery destruction. Permanent sulphation is said to occur when a battery has been left in a state of low charge for periods of weeks or months but it is always best for the health of the battery to recharge a discharged battery as soon as possible.

Overcharging a battery causes water in the electrolyte to separate into hydrogen and oxygen. This is often referred to as “gassing” and these gases will escape through the vents on each cell. Hydrogen is extremely explosive. For this reason charging should always be done in areas with plenty of ventilation so the gases can dissipate.

Charging wet cell batteries

Charging a battery is a process that replaces the energy that has been used. This should be done as soon as possible in order to avoid the formation of hard sulphation which leads to lower capacity and shortened life.

The alternator on your machine works very well maintaining the batteries except when the battery has become deeply discharged, as the alternator tends to overcharge batteries in this condition. Overcharging, along with sulphation are the leading causes of shortened battery life.

Overcharging a battery causes water in the electrolyte to separate into hydrogen and oxygen. This is often referred to as “gassing” and these gases will escape through the vents on each cell. Hydrogen is extremely explosive. For this reason charging should always be done in areas with plenty of ventilation so the gases can dissipate.

It should be noted that an average starting battery has only about ten deep discharge cycles available if it is recharged using the vehicle’s alternator. As such, charging a deeply discharged battery should ideally be accomplished using a prescribed three-step process which takes fourteen to sixteen hours to complete when done correctly:

  1. Constant current/constant voltage (CC/CV) charge, also referred to as bulk charging. As much as 70-80% of the battery capacity is replaced in the first five to eight hours at maximum current and maximum voltage capacity of the charger.
  2. Absorption charge, also called topping charge. The remaining 20-30% of the charge will take much longer than the bulk charge, an additional seven to ten hours. The topping charge begins when the battery reaches 14.4 volts. At this stage, the charging voltage is held at a constant 14.4 volts and current from the charger is reduced until the 98% of the battery capacity is achieved.
  3. The float charge. The fl oat charge begins immediately after the topping charge. In this last charging stage, voltage is reduced to a maximum of 13.4 volts and current is reduced to 1 amp or less. This will charge the battery to 100% and will maintain the battery in a fully charged state.

AGM

AGM batteries are also lead acid batteries. The electrolyte in AGM batteries is saturated in a special acid saturated fi breglass mat. Because of this, AGM batteries are sealed, so gassing is not a significant issue. AGM batteries have several advantages over flooded batteries:

  • AGM batteries are generally more powerful than flooded batteries of the same physical size.
  • AGM batteries have lower internal resistance than flooded batteries. Lower internal resistance makes the batteries more responsive to electrical load.
  • Lower internal resistance allows AGM batteries to recharge as much as five times faster than flooded batteries.
  • Improved vibration resistance because of sandwich construction.
  • Acid saturated in a fibreglass mat makes a spillproof battery.
  • AGM batteries have better resistance to cold temperatures.

AGM batteries are said to be less prone to sulphation when discharged. However, AGM batteries do have a few disadvantages compared with flooded batteries. They are more expensive to manufacture and are more sensitive to overcharging.

Charging AGM batteries

AGM batteries must be charged using either a charger specifically designed for them or a charger that has a switch for an AGM charging mode. The charging will follow a similar process as the wet cell, but the process must be carefully controlled as the AGM has much tighter tolerances than a wet cell and is sensitive to overcharging. AGM batteries must never be opened as this will damage the battery.

  1. Bulk charging. As much as 80% of the battery capacity is replaced in the bulk charge phase at maximum current and maximum voltage capacity of the charger. The battery must not be taken off the charger during this stage.
  2. Absorption charge. When the battery reaches 80% of the total charge, switch to absorption charge. This stage uses a maximum charge voltage of 14.7 volts.
  3. Continuous fl oat charge. Switch to fl oat charge once the current drops to 100 mA or has been in absorption charge for four hours. This will charge the battery to 100% and will maintain the battery in a fully charged state.

For further detailed information on charging and battery care, refer to the specific battery manufacturer and battery charger instructions.